Распутин – как предтеча гибели империи
В конце мая с.г. главный редактор и корреспондент нашей всероссийской газеты посетили премьеру сезона известного московского театра «У Никитских ворот» под управлением Марка Розовского – мюзикл «Тайна Распутина».
Три часа проведённые в зале прошли незаметно, увидели несколько утрированных исторических персонажей: где вы ещё увидите поющего и кающегося о своих ошибках коленопреклонённого царя, извивающуюся у ног хитрого шарлатана императрицу, требующего расправы над «провидцем» и целителем и саморучно осуществляющего кровавое действо миллионера графа Юсупова…
Это всё надо видеть своими глазами – мюзикл сделан по-профессиональному вкусно, для истинных гурманов театра.
Посмотрите яркие фото с действа, и обязательно сами окунитесь в театральную атмосферу, найдите вечерок и загляните в этот настоящий театр.
После окончания русского мюзикла (как значится на афише и в программке данного спектакля) мы не смогли не побеседовать с автором премьеры.
Марк Григорьевич в этот вечер был достаточно откровенен.
Марк Григорьевич Розовский счастлив
– Добрый вечер, спасибо за предоставленный мозговой штурм, и за авторское осмысление данной российской трагедии, Вы писали эту пьесу, по-видимому, под впечатлением романа Валентина Пикуля «Нечистая сила»?
– Знаете, его творение я даже не открывал, а основывался на более проверенных источниках: книге Николая Николаевича Евреинова «Тайна Распутина», книге Эдварда Радзинского «Распутин» и некоторых других.
Что привело Россию к гибели империи? Что обрекло нас на такую неоднозначную, крайне тяжёлую жизнь в начале прошлого века: большевизм, новые трагедии, а какие причины?
1-я причина – это 1-я мировая война. А в конце войны – это беды и катаклизмы.
2-я причина – роль Распутина, который втёрся в доверие к царской семье.
3-я причина – Революция, принёсшая кровавое месиво в биографию России.
– Говорят, что его оклеветали? Я читала в православной литературе, он совсем другим был человеком, а не таким как показан в данном мюзикле… (Галина Берёзкина).
– У меня он выглядит разной фигурой.
Он был хлыстом – спектакль называется «Тайна Распутина», вот его тайна, которую он не поведал никому! Хлыст – это секта, то, что противостояло православию, кто же его оклеветал – почитайте и другие источники – это факты неоспоримые.
– Но он же молился, исцелял этого ребёнка (царевича Алексея) молитвой! (Галина Берёзкина).
– Он обладал гипнозом, и это тоже выражено, да, он был целителем, ярким самородком. Талантливая личность сама по себе, но талант не всегда означает порядочность и созидание – он был аморальной личностью даже с точки зрения православия – известно, как рьяно он он боролся с синодом…
Известен и тот факт как он стал главнокомандующим армии – из-за него, профана в этой сфере, погибли тысячи людей.
Его вина в разрушении российской империи абсолютно не нуждается ни в каких доказательствах.
Доверчивая и в каком-то смысле не всегда моральная царица его просто пригрела, но здесь существуют разные версии… царица была тоже весьма сложным человеком, одни историки говорят, что она даже жила с Распутиным… У меня это очень тактично отражено в пьесе… то, что она к нему относилась не как к обычному мужчине, и тоже млела, и тоже он её мял – подтверждающие документы имеют место быть – её документы. И Вырубовой, конечно, есть – всё есть, вы почитайте эти документы – они все в открытом доступе, просто их надо досконально изучить, наша театральная команда досконально изучила.
– Просто не хочется в это верить, в эту грязь… (Галина Берёзкина).
– Что значит хочется – не хочется? Мы должны анализировать, почему грохнулась империя – вот моя тема. Я пытаюсь это проанализировать, опираясь на множество первоисточников, множество версий, некоторые спекулируют, конечно – есть и такие, а есть люди, я бы сказал не то что спекулируют, а у которых вера оказывается попранной из-за их фанатизма, потому что любой фанатизм в любой вере приводит к сдвигу – в любой вере: и в мусульманской, и в православной, и в какой угодно, и в иудейской – тоже имело место быть.
– Все святые были фанатиками? (Галина Берёзкина).
– Николай был провозглашён святым потому, что его большевики уничтожили самым злодейским способом – его провозгласили святым, каясь за эту казнь, за которую так никто и не ответил по существу. Это есть…
Но то что он сам страдал за то, что допустил 9 января «Кровавое воскресение», сам страдал за то, что допустил Ходынку – здесь всё это есть – его страдания были серьёзными и я это тоже говорю в стихотворении «Что значит царь?» – в нём есть чёткая и ясная позиция наша – я хотел, чтобы это было с болью, я хотел, чтобы не какое-то меркантильное желание нами двигало… Ведь на имени Распутина было сделано много коммерческих поделок, в том числе и на Западе немало фильмов снято.
Но вот фильм Элема Климова, я считаю очень хорошим («Агония») – хорошая игра Алексея Петренко, гениальна в роли Распутина.
Но мы сделали это в театре, у нас немного другие подходы, чем в кино, в силу специфики театрального действа, у нас немного другие приёмы, и потом жанр мюзикла, русского мюзикла, который не только развлекает, но и заставляет думать, заставляет философски осмыслять, историю знать – вот в этом была наша задача, наша попытка, и вы видите как чутко воспринимает зал.
Сегодня была абсолютно широкая публика, стопроцентно широкая – и мне это нравится, что люди стали тянуться к театральному искусству, потому что у современных людей, к сожалению, нет чувства истории, чувства отчизны…
– Надо быть подготовленным заранее к этому действу! (Алексей Анатольевич Щепин).
– Это и подвигает. Может быть мы и подвигнули их, чтобы у них были своё размышление, своё понятие, своя горечь – потому что это трагедия, это трагедия не только царя, царицы, детей – это трагедия всего народа.
Я взял и народные частушки – народный очень важный ключ…
Был и балаган, эта солёность. Был такой Михаил Михайлович Бахтин, который нам объяснил, что такое карнавал, балаган, шутовство, уличное площадное искусство – это ведь тоже искусство, большая часть нашего духа, и без этой оценки… У нас велось много споров по этому делу – что можно, что нельзя. Мы же это не смакуем в нашем мюзикле, а мы просто выражаем.
Это же мюзикл – существует в русском искусстве фольклор, существует лубок, существует та самая солёность. Мы каждый раз по ходу спектакля говорим: фольклор, фольклор – чтобы зритель не думал, что это мы ругаемся, мы не ругаемся – мы воспроизводим, а вы уж думаете, насколько это правомерно или насколько это остро. Ну а как народу выразить своё отношение, как по-другому…поэтому у меня присутствуют на сцене гармошка, гитара…
– Балалаек вам побольше надо… (Алексей Анатольевич Щепин)
– Мы говорили о балалайке – ну есть Былинник, который осваивает это, и комментирует, а есть шут, который вышучивает и это приёмы театральные, они безумно важны в нашем жанре. Я подчёркиваю, есть ещё жанровая природа нашего спектакля – это русский мюзикл, эти же принципы, я, простите, я не «якаю», я просто пытаюсь объяснить, вот в мюзикле по Толстому «История лошади» – там тоже есть балаганные элементы, там это очень важно, там одна из составляющих этой формы, этого языка, но здесь, немножко, конечно, другие задачи стоят, но вот соединение площадного и философского, высокого и низкого – это и есть признак искусства, это есть и у Достоевского, есть и у Пушкина, есть даже у Чехова – он ездил на Сахалин и пытался в психологию каторжан влезть.
Это законный приём, но здесь нет никакой грязи, мы не смакуем грязь. Если есть здесь грязь жизни, то мы пытаемся её в образе показать, никак иначе… У меня нет здесь голых, хотя есть сцена в бане… Вы можете сказать: есть сцена в бане, а голых нету…
– А народ уже привык к клубничке… (Алексей Анатольевич Щепин)
– Никакой клубнички мы, как театр, не допускаем никоим образом – остаёмся в рамках вкуса... Да, тут есть вещи на грани фола, но на грани фола – не значит фол.
– Пытаетесь по краешку пройти… (Алексей Анатольевич Щепин)
– Ну а как это сделать… Если вы откроете программку, там в программке, чётко написано, что он делал в «Яре» – там мы опубликовали полицейское донесение о том, что он творил в течении получаса без штанов с певичками…
– Это прозвучало в действе… (Алексей Анатольевич Щепин)
– Нет, это прозвучало только как напоминание, а в программке нашей я дал полностью заключение полицмейстера, что там произошло – это ж документ эпохи, но что не идёт ни в какие ворота…
Поэтому кто-то мне что говорит, кто его оправдывает, ась? Только человек полностью лишённый какого-либо полного объективного понимания и даже морали, потому, что то, что он творил – это безусловно хлыстовское деяние, радение – как он называл это. Но он действительно, ни царя, ни царицу – не посвятил в свои религийные, даже не религиозные изъявления. Вот, как мне кажется, что чрезвычайно важно.
– Сколько лет над материалом работали, над сценарием? (Алексей Анатольевич Щепин).
– Даже не могу вас сказать, я много читал, много изучал.
– Вы сказали, что изучали деяния Распутина по материалам Николая Николаевича Евреинова и Эдварда Радзинского?
– Николай Николаевич написал брошюру в 1921-м, кажется году, (в 1924-м, прим. редакции), по живым следам. Вот это стоит прочитать, он был режиссёром, между прочим, сподвижником Мейерхольда… А видеорассказы Радзинского можно найти и на просторах интернета.
Текст и фото Алексея Анатольевича Щепина