vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

КИНО, КАК ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ,


или Почему неплохо снимаем, но очень скудно говорим?

 

  Награждение лауреатов премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России за прошедший год оставила двоякое впечатление. С одной стороны – битком набитый буфет, брызги шампанского и неформальное общение, с другой – полупустой, знаменитый некогда, Белый зал Дома кино, и редкие аплодисменты. И, что характерно, в течение мероприятия люди творческой направленности плавно перетекали из злачного места в кинозал, но долго там не задерживались. Бурлящее в творческих желудках шампанское беспощадно вырывало из редких рядов очередного кинематографиста, и он опрометью бежал в спасительный туалет. Ну, не умеют у нас делать качественный продукт, чтобы без последствий!

  Но не будем слишком строги к человеческим слабостям, ибо пословицу: уж лучше пей, да дело разумей, – никто не отменял. А в разуме и талантах, собравшимся в зале, все-таки, не откажешь. Запомнилось мнение известного киноведа Ирины Гращенковой о фильме Светланы Старостиной о пионере русского кинематографа Петре Чардынине, получившего Приз Оргкомитета.

  – Света делает очень благородное и важное дело: снимает фильмы о людях своей земли. Медведкин, Пудовкин, Мозжухины и, вот теперь, Чардынин. Она восстановила историческую справедливость, возвратив его из небытия, и он занял своё достойное место в первых рядах.

  Вообще, надо сказать, что те, кто награждал в этот вечер, говорили, как правило, намного интереснее и, я бы сказал, "экзотичнее" тех, кто получал. Вот маленький пример. Приз за лучший сценарий игрового фильма "Новая волна". Выходят киноведы Александр Казакевич и Сергей Лаврентьев.

                                               1. К материалу Завады                                
  – Приятно, что в такие короткие, серые, депрессивные дни существует эта премия. Пусть хоть кто-то будет счастлив, доволен и рад! И будем надеется, что это депрессивное время кончится, и дни станут длиннее...

  А второй киновед добавил: "Жизнь доказала, что всё, что раньше считалось абсурдом, идиотизмом, небывальщиной, сегодня возможно. Только пишите!". И назвал имя победителя: Екатерина Тирдатова, фильм "Первая любовь". Сидящие в зале, каким-то третьим чувством поняли, что это не Тургенев. Что сценаристка и подтвердила, выйдя на сцену.

  – Фильм сложный для восприятия. В тёмные времена трудно искать смысл. Мы этим мучительно занимаемся. Эта картина про бесконечную, страшную любовь, которая созидает и разрушает одновременно. Но потом приносит мир. И в этом весь смысл!

                                                    4. Две фигуры

  После этих слов все захлопали, хотя картину никто не видел. А один из коллег, даже крикнул "браво"! Грешным делом, я решил, что это Игорь Верник, который сыграл в фильме главную роль. Но ошибся. Он побродил по фойе вместе с братом, пообщался, но в зал так и не вошёл. И свой Диплом Оргкомитета в номинации "За любовь" не получил. Как объяснили, любовь к театру оказалась сильней: побежал на спектакль.

  Кстати, на этом эксцессы с вручениями не кончились. Двое лауреатов не смогли прибыть, потому что сдавали зачёты. Точнее, один сдавал, другой принимал. Третий, потому что далеко живёт. И таких набралось, едва ли не половина. А это, извините, уже закономерность! И тут надо подумать: или Премия мала, или престиж не тот. А, может, пресытились, господа киношники? "Оскаров" им подавай! А ведь премия эта, всего третья по счёту.

  И тут надо сказать о молодых. Для них, это Событие! Как для студента ВГИКА Всеволода Булавкина. Фанат анимации! Как сказал один из знатоков, большинство эстетических открытий происходит именно в анимационном студенческом кино: когда нет денег, фантазия творит чудеса. И Сева сотворил (фильм "Визионер")! Всё сделал собственными руками, несмотря на сложнейшую техническую задачу. И получил Премию "За лучший анимационный студенческий фильм"!

  Но, надо признать, что и "старики" ещё способны удивлять. Фильм Эдуарда Боякова и Петра Зеленова "Русский крест" как раз из таких удивительных. В наше неромантическое время решиться говорить с экрана стихами – немалый риск. Но, если есть творческая смелость и уверенность, что тебя услышат, риск оправданный. Фильм "услышали". Специальный Приз за поиск киноязыка, органичное совмещение кино и театра, оригинальность звукового решения и яркий визуальный ряд.

  "Когда я вошёл в зал, фильм уже заканчивался. Зал рыдал!", – сказал на вручении один из киноведов. Остаётся пожалеть, что создатели фильма на вручение не пришли. Приз получал продюсер картины Вадим Горяинов.

  Потихоньку, не спеша, дошли до главных номинаций. "Режиссёр года". Им стал Александр Велединский с фильмом "1993", по одноимённому роману Сергея Шаргунова. Победитель, принимая награду, долго молчал в микрофон, а потом произнёс: "Это было!". И ушёл со сцены.

  Но вскоре вернулся, когда эта же картина победила в номинации "Лучший игровой фильм". Помолчав, признался: "Во рту пересохло! Коля здесь?". Кто такой Коля, и что он должен был сделать, так и осталось загадкой.

  На помощь лауреату пришла опытная Евгения Тирдатова, вице-президент Гильдии, сказав, что режиссёр "глубоко копнул" в своём фильме сложную тему, в которой мы до сих пор не всё понимаем, как и сейчас, но шаг сделан. Режиссёр намёк понял и шагнул к микрофону второй раз.

– В 93-м мы учились на Высших режиссёрских курсах, когда к Останкино пошли бронетранспортёры. И мы пошли...
Неразборчиво прочёл какой-то стих и ушёл со сцены. Программа вечера была исчерпана.

  Но мне не давала покоя одна "номинация", которая прошла как-то незаметно и, я бы сказал, торопливо. А она-то, как раз, и должна была стать, на мой взгляд, самой главной: "За создание образа "Героя нашего времени". Претендент был только один – Сергей Пускепалис (посмертно). Получал Специальный Диплом его товарищ, артист Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова, Михаил Асанкин. Сказал, что для ярославцев, Сергей – родной человек. Что отсюда он уезжал в командировки на Донбасс. И что совсем недавно в исторической части города открылся Дом актёра, которому присвоено имя Сергея Пускепалиса. И всё.

                                                                                3. Пускепалис

  Когда стали расходиться, точнее, перемещаться в шумный буфет, я бросился ловить ярославского посланника. И встретил его там, где всё начинается и всё заканчивается – у вешалки: он спешил на электричку в родной город.

  – Миш, ты Сергея хорошо знал. Каким он был в жизни?

  – Это был светлый человек! Очень любил актёров и свою профессию. Никто не знает, сколько раз он артистов выручал! Вытаскивал из разных ситуаций, деньгами помогал! Отдавал огромные суммы под залог, когда ребята в какие-то истории попадали. Он надёжным был, на него всегда можно было положиться. И в жизни, и в работе.

  – А он никогда не говорил, почему он всё-таки приехал в Ярославль? Он же был в Москве, работал во МХАТе имени Горького одно время...

  – Да, он в разных городах работал. У него было два захода в Ярославль. Первый раз он приехал, по-моему, в 2010-м. Поставил "Три сестры". В тот же год получил "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале за фильм "Как я провёл этим летом". Потом его позвали в Москву. Пожил какое-то время там. Я не знаю, что у него в столице не сложилось. А потом у нас в театре остро встал вопрос с художественным руководителем. Ну, никого не было! И нас заинтриговали: мол, Минкульт пришлёт вам человека, который устроит всех. Это был Пускепалис!

  – А ты не знаешь, почему он в режиссёры пошёл?

  – Фоменко, скорее всего, подбил! Он учился у него. Сначала актёрское отделение окончил, а потом режиссуру.

  – Удивительно, что какие-бы роли он не играл, его человечность была видна невооружённым глазом. И, всё-таки, я никак не могу понять: как можно было угодить в эту аварию, не свернуть. Может, руль заклинило?

  – Там водитель... У него не было опыта вождения тяжёлой машины-броневика. Он не рассчитал линию ухода от столкновения. А внутреннюю перегородку, которая скрепляла корпус, убрали. И она схлопнулась.

Текст и фото: Юрий Давыдов-Завада