vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

НИКИТА МИХАЛКОВ: ЛЮДИ СТАЛИ БОЛЬШЕ СМОТРЕТЬ РОССИЙСКОЕ КИНО

 

   Московский международный кинофестиваль, независимо от уровня финансирования или наличия-отсутствия на его площадках звёзд мирового кинематографа, всегда заставлял о себе говорить. Не стал исключением и 41-й по счету фестиваль, прошедший в Москве с 18 по 25 апреля.

 

   Вот уже во второй раз он проводится не летом, а весной. Время проведения перенесено по многим причинам: в июне многие уже разъезжаются в отпуска, к тому же в летний период проводится слишком много культурных мероприятий, в том числе и за рубежом.

   Всего в рамках ММКФ было показано 213 фильмов из 64 стран, из них 134 российских. В программе оказалось довольно много «биографических» картин, причем как художественных, так и документальных. Внеконкурсную программу «Мир искусства» открывал фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» о знаменитом танцоре. В картине совместного производства Великобритании, Франции и Сербии сыграли российские актеры Олег Ивенко, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова и Алексей Морозов. Сам Рэйф Файнс сыграл роль учителя Нуреева – Александра Пушкина.

Молодой режиссер Дарья Иванкова сняла документальную картину «Анатолий Крупнов. Он был» − о жизни и творчестве культового рок-музыканта, лидера группы «Чёрный обелиск». Сегодняшняя молодежь не помнит эпоху 80-90-х, а ведь именно на те годы пришёлся расцвет русского рока, без которого немыслимо понять нашу музыкальную культуру вообще. Вот этот пробел и попыталась восполнить Иванкова.

   Пожалуй, одним из самых заметных и спорных российских фильмов фестивального конкурса стало «Воскресенье» Светланы Проскуриной. В картине нам показан один день из жизни провинциального чиновника Дмитрия Терехова в исполнении актера Алексея Верткова. Ему предстоит решать разные вопросы – как по службе, так и семейные. Но в планы Терехова постоянно вмешиваются некие события с инфернальным оттенком. Утром его будит звонок – жена приятеля, с которой у него был роман, пыталась покончить с собой. Он получает записку, в которой ему угрожают смертью. Мать (актриса Вера Алентова) умирает от тяжёлой болезни, приходится заранее договариваться о месте на кладбище… У него сложные отношения с бывшей женой, дочерью, подругой Машей и её отцом… Его проклинают активисты, протестующие против вырубки парка.

   Все вопросы Дмитрий решает с помощью денег. И это не случайно. По словам Проскуриной, в фильме её интересовала в первую очередь «иррациональная мощь денег».

   Образ Терехова остросоциален. Это попытка показать жизнь чиновника «изнутри» со всеми её такими человеческими проблемами и порой непосильным грузом ответственности. Сама режиссер позиционирует картину как историю о «лишнем человеке». Причем «лишними» у неё являются и сам главный герой, и его мать, и даже водитель: каждый из них «заражен этой лишностью, как корью». Поэтому вполне закономерной кажется сцена, когда случайно встреченный подросток бьёт Терехова камнем по голове (к счастью, не насмерть) …

   Неожиданно для многих главный приз фестиваля – «Золотого Святого Георгия» − завоевал фильм казахского режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста». Сорокалетний Канат (актер Дулыга Акмолда) работает в банке и с некоторых пор перестал видеть смысл в жизни. Внезапно появляется успешный Даник (Ержан Тусупов), философия которого – идти по головам, и претендует на роль гуру для Каната.

   Почему главный приз? В картине есть общие, актуальные для большинства из нас болевые точки – поиски себя, необходимость для «маленького человека» отвечать на вызовы современного мира…

 

   Во внеконкурсной программе принял участие малобюджетный фильм белорусского режиссера Никиты Лаврецкого «Сашин ад», снятый на VHS-плёнку, что рождает эффект любительской съемки. Мы наблюдаем, как андерграундная тусовка превращается в сатанистский кошмар. Главный герой совершает ряд ритуалов, смысл которых непонятен зрителю, и один из них – самосожжение.

 

   На закрытие поставили «Встречу с Горбачевым» Вернера Херцога и Андрэ Сингера. «Мне думается, что закрыть фестиваль этой картиной интересно, − заявил глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. − Это взгляд большого режиссера на исторические события».

   В то же время Михалков усомнился в том, что российское кино будут активно смотреть в других странах, например, в западных: «У нас очень большая ментальная разница, отношение к жизни, к проблемам».

По мнению мэтра, закончилась та эпоха, когда уровень фильма определял его успех на Западе. Надо ориентироваться на успех у отечественного зрителя.

1.Российское кино уйдёт в народРоссийское кино - уйдёт в народ!

2. Задумчивость НикитыЗадумчивость Никиты

3. РассмешилиРассмешили

На брифинге в преддверии церемонии закрытия Михалков отметил: «Больше стали ходить на российские картины…».

 

 

Текст: Ирина Шлионская

Фото: Алексей Щепин