vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

«Заболевший» Михалков и страсти по Орейро

 

  38-й ММКФ выдался спокойным и насыщенным. Было что посмотреть, о чём поговорить, о  чём поспорить.  Правда, фильм открытия Сергея Соловьева «Ке-ды»не слишком понравившийся критикам, особенно жарких споров не вызвал, и понятно почему. Если бы все, кто посмотрел картину, долго её обсуждали, анализировали детали и повороты сюжета, то поневоле пришлось бы признать, что режиссёр абсолютно прав во всём: это та самая страна, в которой мы живём сейчас, в которой давно разграблено всё, что можно разграбить и развалено всё, что можно развалить, это здесь девочки в пятнадцать лет рожают детей-аутистов,  а  мальчики в восемнадцать идут в армию, чтобы стать танкистами, хотя всех давно тошнит от войны и от стрельбы. Однако, признавать это никто не хочет, и фильм Соловьева просто остается фильмом «не для всех».T1

  Главный приз 38 ММКФ «Золотой Георгий» достался на этот раз иранскому фильму «Дочь» (реж.Реза Миркарими). Кажется, впервые за многие годы фестиваля выбор жюри не вызвал никаких споров и нареканий. Любит наш народ  добротное кино, ничего тут не поделаешь. «Дочь» - картина типично иранская, с прекрасными актерскими работами, сделанная в соответствии со всеми классическими канонами. На суд зрителя представлены взаимоотношения отца семейства и его взрослой дочери. Исполнитель главной роли Фархад Аслани получил приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли.


  Из конкурса также запомнилась картина «37», (реж.Пук Гарстен), получившая приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу. Фильм поражает сочетанием невероятно красивых картинок и совершено жуткого сюжета. Огромное количество ночных съемок, много света и теней, разноцветных переливающихся огоньков, чем-то это даже напомнило «Жидкое небо» Славы Цукермана. Однако, фильм «37» рассказывает не о похождениях богемы, а о реально произошедшем тяжком  преступлении: поздно вечером во дворе жилого дома насилуют и убивают женщину, но никто из 37 свидетелей даже не думает вызвать полицию или прийти на помощь… Неудавшуюся попытку позвонить по телефону делает только один мальчик. Прекрасные работы детей-актеров еще один плюс фильма «37».

  Польский музыкальный фильм «Эксентрики» (реж.Януш Маевский) очень напомнил советскую картину «Мы из джаза», все примерно то же самое, только в послевоенной Европе:  любовная интрига, чуть-чуть политики и очень много хорошей музыки.

  Российская картина «Монах и бес» (реж.Николай Досталь) вызвала много разговоров о религии, морали и даже «оскорблении чувств верующих». На пресс-конференции создатели фильма объясняли журналистам, что фильм посмотрели уже несколько православных священников и никто никакой крамолы не обнаружил. Лично мне фильм очень напомнил книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Напомнил каким-то неуловимым задорным  духом, каким-то специфическим свойским отношением монахов к служению, друг к другу  и вообще к религиозным вопросам.  Фильм получился интересный и очень качественный по всем параметрам, а главное, не смотря на тематику, не узконациональный и не узкоконфессиональный. Есть вероятность, что его будет смотреть широкая зрительская аудитория.

  «Дневник машиниста» (реж.Милош Радович), получивший «Приз зрительских симпатий» 38 ММКФ, рассказывает о нелегкой жизни машинистов поездов дальнего следования. В центре внимания взаимоотношения пожилого мужчины и его приёмного сына, а основная проблема – человеческие жертвы на железной дороге. Оказывается, каждый машинист электропоезда за свою жизнь сбивает насмерть с десяток человек, а то и несколько десятков. Всё это рассказано и показано с большим количеством подробностей: и плачущие родственники на кладбище, и машинист на приеме у психотерапевта. При этом картина снята по большей части в павильоне, что придает некоторую условность всему происходящему, и немного смягчает чёрный юмор, которым изобилуют  диалоги героев.

  Однако не меньше чёрного юмора можно было увидеть и услышать в фильмах из программы «Время женщин». Картина «Белая девушка» (реж.Элизабат Вуд) удивила двумя вещами: во-первых довольно откровенным и неприглядным рассказом и о жизни нью-йоркской молодёжи: преступные группировки, наркотики, обман и предательство, продажные юристы Казалось бы ничего нового, аналогичные реалии были показаны в сотне других фильмов и раньше. Но, «Белая девушка» не дидактический материал и не сериал про копов. Здесь нет добра и зла, нет плохих и хороших. Здесь студентка колледжа Лиа влюбляется в пуэрториканского драгдиллера и пускается во все тяжкие, чтобы выручить его из тюрьмы. Её кидают друзья и коллеги, и выручают из беды совершенно незнакомые люди. Лучший в городе адвокат оказывается кокаинистом, сочувствующим преступнику. Вторая поразительная вещь в картине - это недюжинный драматический талант исполнительницы главной роли, молодой американской актрисы Морган Сейлор, продемонстрировавшей неподдельную эмоциональность и силу духа.

  Пожалуй, самой легкой и веселой художественной картиной  38 ММКФ можно назвать «План Мэгги» (реж.Ребекка Миллер). В одном из университетских городков США живет милая девушка Мэгги, которая вдруг принимает решение родить ребенка «для себя», не вступая в сексуальные отношения с мужчинами. Тут же появляются кандидаты в мужья, и даже знакомый профессор готов развестись со своей красивой  и умной супругой ради прекрасной Мэгги. Через пару лет героиня, уставшая от реалий семейной жизни придумывает  хитрый план:  сбагрить надоевшего супруга обратно к  первой жене Здесь поражает с хорошей стороны слаженная работа всего актёрского состава. Не смотря на то, что фильм откровенно феминистский, Мэгги вовсе не выглядит жёсткой. Каждый из действующих лиц по очереди оказывается в  довольно комичных обстоятельствах,  каждый заслуживает осуждения за самонадеянность и слабость, за отсутствие  чуткости и терпения, однако, никто из героев  не вызывает у зрителя жалости или презрения. Всё происходит само собой - плавно, мягко  и даже логично. На фоне совершенно фантазийной истории показаны абсолютно реальные модели поведения людей, оказавшихся в ситуации любовного треугольника, видимо, одинаково распространённые  в любой части света.

  Как всегда на высоте оказалась программа документального кино, открывшаяся фильмом «На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия» (реж. Марко ДельФьольКонкурс документального кино). В картине подробно показано путешествие Абрамович и съемочной группы по Латиноамериканскому континенту:  тут и посещение ашрама хиллера (все операции и манинуляции по исцелению пациентов показаны крупным планом, без купюр) и встречи Марины  с колдунами,  знахарями, травниками. Пациенткой целительницы на некоторое время становится и сама Марина, разумеется, превратившая свое лечение в перформанс. Тут же подробно показан опыт употребления галлюциногенного напитка аяуаска героиней фильма,  давно прославившейся своей любовью к смелым экспериментам.

  Фильм «Роковая красота» (реж.Гелена Тржештикова, Якуб Гейна. Конкурс документального кино)  вызвал массу восторгов зрителей. Это история актрисы Лиды Бааровой,бывшей любовницы Йозефа Гебельса. Фильм, несомненно, сделан мастерски. Закадровый рассказ актрисы, дожившей до 2000 года, сопровождается фрагментами из фильмов с её же участием, точно иллюстрирующими различные эмоции. Во время фестиваля  картину расхваливали на каждом углу, и заслуженно. Кадров, иллюстрирующих роман Бааровой с Гебельсом, в фильме, разумеется, нет. Однако, откровения актрисы, несомненно, имеют огромную историческую ценность. Переехав в Германию из родной Чехии, Лида Баарова оставалась примерной дочерью, копила деньги, чтобы её отец смог осуществить свою мечту – купить дом с садом. Откуда в Третьем Рейхе столько денег, молодая актриса, разумеется, не задумывалась… Посмотревшие фильм сердобольные российские зрители вовсе не осуждали Баарову за то, что она развлекала фашистских палачей, а только сочувствовали её неудавшейся женской судьбе и рано закончившейся актёрской карьере.

  Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса  получила картина «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи» (реж.Черо Юн)Сюжет фильма прост: сначала госпожа Б.  попадает в рабство, потом, немного освоившись сама, становится работорговцем и драгдиллером. А дома её ждут муж и дети. Всё это в порядке вещей, как нечто само собой разумеющееся. Никаких гонок, перестрелок, крутых пацановв наколках и полицейских сирен, просто такая вот семейная история... Тут и цветистая азиатская фактура и невероятные откровения самих участников преступной деятельности, которые рассказывают о своей жизни прямо на камеру, не скрывая лиц и имён. Награду за смелость и кинематографический талант, несомненно, заслужили и герои фильма, и члены съёмочной группы.

  В картине «Сонита» (режохсаре Гаем Магами)  Свободная мысль»Программа документального кино), уже получившей ряд призов на международных фестивалях,  рассказана история афганскойдевушки-рэперши, сумевшей благодаря современным технологиям снять собственный клип и  поступить в американскую школу искусств. Сонита, которую планировали «продать замуж», с помощью друзей получает возможность отправиться в США, к новой свободной и интересной жизни. Правда, предшествует  этому долгий и страшный рассказ о современных реалиях жизни женщин в Афганистане и Иране.

  Но  бывают реалии и пострашнее. Ещё один фильм из программы «Свободная мысль» - «Джим: История Джеймса Фоули» - документ  с элементами реконструкции, приблизивший зрителя к подробностям жизни и смерти американского фотокорреспондента Джеймса Фоули, того самого, которому отрезали голову боевики. В фильме поражает многое: и мастерски воссозданная атмосфера тюрьмы, и безэмоциональные рассказы сокамерников Джима о страшных условиях содержания заложников, о том, как их постоянно избивали и унижали бандиты, о том, какой сильной личностью был Джеймс Фоули, и о том, как его одного выбрали из всех пленников для того, чтобы устроить кровавое шоу. Видно, как переживают случившееся друзья-журналисты. Отец  Джеймса рассказывает о своём сыне спокойно и безучастно. Теперь семья Фоули принимает почести от правительства, потому что их сын оказался героем.

  Фильм «Лимб» (реж.АнтуанВивиани«Свободная мысль»Программа документального кино) запомнился совершенно невероятной компьютерной графикой. С помощью главы корпорации Google и «отцов основателей» Интернета, таких, как РэйКурцвейль, Гордон Белл, БрюстерКейл, Лори Фрик и других, режиссёр попытался выяснить, что же такое Всемирная паутина... Вместо традиционных «говорящих голов», без которых не может обойтись ни одна документальная картина, на экране действуют светящиеся объёмные проекции героев, только отчасти напоминающие людей.

  Создатели документальной ленты «Порно и свобода» (реж.КарминеАморозоПрограмма «Секс, еда, культура, смерть») показали историю становления западной пороноиндустрии от самых первых иллюстрированных  журналов до избрания порно звезды Чиччолины в итальянский парламент в середине восьмидесятых. Фильм, несомненно, привлекающий внимание зрителей уже одним только названием, оказался невероятно динамичным и интересным даже для тех, кто не считал себя большим поклонником порнографии. Воспоминания  участников событий сопровождаются анимацией, компьютерной графикой, редкими архивными съемками.

T2

  Не обделен был 38 ММКФ и светскими мероприятиями: настоящим событием для знатоков кино стал приезд всемирно известных режиссеров Карлоса Сауры и Стивена Фрирза. В «Нескучном саду» прошли традиционные приёмы по случаю открытия и закрытия фестиваля.

  В электродепо «Красная Пресня» состоялся запуск поезда метро «Легенды кино», оформленного фотографиями из советских фильмов. Фестивальная общественность этим необычным событием заинтересовалась не особенно, видимо, не желая отрываться от пресс-показов, и  провести лишние три часа вкинозале Театра Киноактёра. В итоге, на запуске поезда собрались корреспонденты новостных и изданий и телевидения, а кинопоезд,T3 выехавший на свой первый рейс с руководством метрополитена на борту,  довез всех желающих попасть в пресс-центр до станции метро «Краснопресненская». 

  Отметил свое двадцатилетие «Русский силуэт».Мероприятие, как всегда, проходило в «Галерее искусств Зураба Церетели». Правда, на этот раз «Зал познания Добра и Зла» был задействован для предварительного променада гостей, а подиум для основного показа разместился в соседнем зале, поменьше. Желающих попасть на дефиле оказалось немало. На входе в зал образовалась давка, операторы держали над головами огромные профессиональные камеры и страшно ругались. Один из операторов высказывал корреспонденту своё возмущение  и утверждал, что работать в таких условиях он не может, потому что он «не животное».

  Прорвавшиеся в зал фотографы тут же залезли на столы и стулья, не обращая внимания на недоумённые взгляды работников ресторана.T4

Вспоминались слова Юлия Кима: «И вот, сенсация! На стенку лезет пресса». Благо, на показе действительно было что посмотреть. Татьяна Михалкова представляла звёзд и рассказывала историю своей нелёгкой работы над проектом.

  После основного показа и лёгкого фуршета для журналистов, в «Зале познания Добра и Зла»ещё долго продолжался банкет для почётных гостей, сопровождавшийся показами одежды и концертными номерами.

  Однако, несмотря на всю торжественность происходящего, Никиты Сергеевича Михалкова на мероприятии не было. Не было и традиционного брифинга по случаю открытия ММКФ,  о брифинге по случаю закрытия ходили какие-то невнятные слухи, но никто ничего не знал точно. Последние дни только и говорили, что о здоровье Никиты Сергеевича, о том, что за время фестиваля он появился перед публикой только один раз: представил  фильм «Акт Магницкого. За кулисами» Андрея Некрасова, и сразу уехал. Поговаривали, что он болен воспалением легких.T5

  И вот, наконец, Никита Сергеевич появился на красной дорожке на церемонии закрытия. Вопреки страшным наговорам, выглядел режиссёр совсем неплохо, отвечал на вопросы журналистов, позировал фотографам, обнимался со зваными гостями…

  Вскоре появилась на красной дорожке и Наталья Орейро, в  алом платье, развивающемся как плащ тореадора.T6

Ей предстояло стать ещё и ведущей торжественной церемонии закрытия… То, что Наталью можно считать неофициальным лицом 38 ММКФ, ко второй половине фестиваля стало уже совершенно очевидно. Фанаты певицы оказывались повсюду, где бы она не появилась: и возле пресс-центра на Поварской и возле кинотеатра «Октябрь». Посла очередного показа фильма «Наша Наташа»в «Октябре» была организована встреча певицы с поклонниками в режиме брифинга. Аккредитованных журналистов почему-то упорно не пускали в зал…  Кое-кому удалось прорваться после долгих препирательств с охраной и философских разговоров  с администрацией кинотеатра. Надо сказать, что зрелище, открывшееся взору, стоило потраченных усилий. В небольшом зале на третьем этаже кинотеатра оставалось несколько  десятков человек, многие с огромными букетами роз: мужчины и женщины, в основном молодежь до тридцати лет, некоторые с портретами Орейро в руках. На дворе был первый час ночи, но фанаты не хотели расходиться. Один из поклонников попросил  звезду спеть,  она не отказалась, тут же кто-то включил фонограмму  на своём  мобильном телефоне… Наталья пела, глядя в пустоту, и зал пел вместе с ней. Эти люди шептали какие-то слоги так заворожено и искренне, что были похожи на древних сектантов, которые собрались в этом небольшом зале среди ночи, чтобы тайно помолиться своему божеству именно сейчас, пока не настал рассвет… Когда же священнодейство  закончилось, Орейро начала пробираться к выходу  сквозь плотную толпу. Охранники еле сдерживали натиск фанатов, листья и лепестки роз летели на пол, Наталью почти выносили из кинотеатра на руках.  Наверное, для поп-музыки подобный «фанатизм» явление нередкое. Однако Московский Международный Кинофестиваль такого еще не видел… А  ведь приезжали  к нам различные звезды мировой величины: и Софи Лорен,и Катрин Денев, и Роберт Де Ниро. Помнится, стояли возле пресс-центра их поклонники,  просили автографы, махали руками и посылали воздушные поцелуи… Но, что бы такое!  Здесь поневоле начинаешь задумываться о том, кем надо быть, чтобы вызвать такую народную любовь? Просто ли хорошо раскрученной  попсовой певичкой  со смазливым личиком или кем-то ещё   Вспоминаешь о том, что такое харизма, и что такое энергетика

  Фильмом закрытия 38 ММКФ стала картина Вуди Аллена «Светская жизнь»Несмотря на то, что сам режиссер не появляется в кадре, его фильм как всегда «о себе» и «про себя». Здесь и Голливуд, и Нью-Йорк, и вся жизнь буржуазной Америки 30-х годов. Конечно, показывать два счастливых брака и сытую безбедную жизнь было бы как-то совсем скучно, поэтому основной сюжетной линией становится неразделённая любовь молодого человека Бобби и девушки Вонни, по совместительству любовницы дяди главного героя. Роли второго плана заставляют плакать и смеяться одновременно. Чего только стоят еврейская мамаша и дядя-гангстер… А в жизни главных героев нет никакой большой трагедии и даже нет драмы, они немного влюблены друг в друга и немного разочарованы жизнью. Однако,присутствует во всем этом какой-то неуловимый намёк на нечто большее и нечто настоящее. Можно было бы сказать, что «Светская жизнь» фильм ни о чём, однако от просмотра картины остаётся послевкусие натурального и ценного продукта, автор которого не разочаровал потребителя, никого не оставил в недоумении и неудовлетворённости. Может быть так потому, что «искусство это чуть-чуть», а может быть потому, что когда мастер своего дела говорит о том, что знает, его знание всегда читается между строк.

                                                                                                         

  Анна Юферева,

                                                                                                           фото автора

 

1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48
49 50  51  52  53  54
 55  56  57  58