В искусство с чёрного хода.
Профессия «искусствовед» – связи решают всё?
Что-то физики в почёте./ Что-то лирики в загоне./ Дело не в сухом расчёте,/ Дело в мировом законе…
И слова эти актуальны и по сей день. Почему? Потому что гуманитарная модель общества на всём постсоветском пространстве не работает, наши социальные приоритеты вначале были ориентированы на засилье научно-технических разработок, а сейчас – на коммерческое продвижение уже разработанных в других странах технических новинок.
Весьма непросто без протекции найти себе применение в современном культурном пространстве России. И раньше это было сложно, а сейчас, когда творческие профессии стоят на самой последней ступени по востребованности, это архисложно. Согласно данным рекрутинговых центров «Карьера.ру» и HeadHunter, самыми востребованными профессиями являются специалисты по продажам, далее следуют специальности рабочие, производственно-инженерные, работа в сфере информационных технологий, бухгалтерии и аудита, рекламы, связей с общественностью, административно-кадровые.
Искусствоведу, особенно не потомственному, особенно только что закончившему вуз, имеющему теоретические познания и нулевой опыт, устроиться по специальности практически нереально. Сейчас есть сайты, на которых собраны вакансии, названные:«Искусство, масс-медиа, шоу-бизнес» – вот, например, что выходит по первому запросу (без конкретных критериев) на сайте HeadHunter:
Фотодизайнер / Продавец-консультант - от 25 000 рублей
Ведущий дизайнер -от 50 000 руб.
Дизайнер/Декоратор - от 20 000 до 25 000 руб.
- от 40 000 до 60 000 руб.
Профессиональный преподаватель по фотомастерству (фотографии)
- от 30 000 до 100 000 руб.
Центр Фото Индустрии Arcobaleno (Москва),
Некоторые работодатели и вообще указывают: зарплата договорная.
Это на сегодняшний день. Очень редко на больших сайтах о работе можно увидеть вакансии в аукционных домах или частных галереях. Похожая ситуация происходит на сайтах «Зарплата.ру», SuperJob, «Шоу-медиа-арт» и др. Есть сайты, предлагающие трудоустройство на телевидении, но искусствоведу там можно податься только в редакторы или дикторы, опять же, без опыта (причём, ожидается еще и опыт работы на ТВ) с улицы туда не попасть. Если заходить на веб-сайты галерей и музеев напрямую, частенько видишь там вакансии где зарплата смехотворна, как, например, в ГМИИ им. Пушкина, где она нередко не дотягивает даже до 15 тыс. рублей за полный рабочий день, при этом выдвигаются запредельные требования.
Сайты типа: «Вакансии для хороших людей», «Интересные вакансии», «Работа в сфере искусства» и прочие публикуют объявления в основном зарубежных компаний, представляющие собой прямые ссылки на сайты этих компаний, снабжённые кратким предисловием и переводом редакции. Эти вакансии предлагаются на условиях жесточайшего отбора, где из 300 поданных заявок выбирают одну, поэтому шансы потенциальных кандидатов устроиться на работу через эти сайты равны нулю.
У меня был опыт отправки резюме, как на русском, так и на английском языках в разные конторы, от которых даже коротенького ответа не приходило. Однажды отправила в Аукционный Дом «Гелос» (сейчас рада, что туда не попала) резюме на вакансию представителя аукциона в одной из скандинавских стран. Условием было знание английского, образование и опыт. Не получив никаких сообщений от кадровой службы этой компании, я связалась с ними по телефону. Невразумительные ответы некоего Дениса (так он представился), что им нужен человек со знанием двух европейских языков, показались отговоркой, т.к. в описании вакансии это не упоминалось. И претензии предъявить некому – не хочешь – не продавайся.
Устраивалась с улицы в художественное объединение «Магнум-Арс», причем, не на большие деньги, скорее, в ожидании перспектив роста. Первым делом со мной побеседовала заведующая отделом, где мне предстояло работать, после неёко мне пригласили психолога, который, не скрывая своего пристрастного ко мне отношения, почти 2 часа терзал меня разными вопросами, даже заставлял меня атрибутировать висящие в холле работы, приобретённые для продажи на аукционе. В результате я была физически и морально полностью истощена, и все-таки в итоге мне сказали, что позвонят, но не позвонили, что было завуалированной формой отказа. Если бы я пришла по знакомству, никто не стал бы проверять мой интеллектуальный уровень столь изощрённым способом.
Из нашего курса по специальности из 10 работает 3 человека, причём, не на ведущих должностях. Одна выпускница с помощью связей родителей была устроена в антикварную галерею, другая попала в государственный музей, третья переучилась на эксперта и работает в аэропорту. Остальные либо работают в этой сфере нерегулярно, либо вообще переквалифицировались.
По моим многолетним наблюдениям, кумовство – это самый простой способ получить желаемую работу в Москве. Без связей и блата трудно найти подходящую работу. Пробиваться своими силами, особенно в сфере искусства, которая настолько мала, что в ней все на виду, почти нереально – так высока здесь конкуренция. Первым делом, когда открывается вакансия, спрашивают у коллег, нет ли у них подходящих знакомых.Даже на грошовую зарплату в Ленинскую библиотеку я пришла по рекомендации, хотя не вижу никаких очевидных выгод работы в этой неповоротливой структуре. В моём отделе работала девушка, устроенная по блату своим известным дедушкой – специалистом по итальянскому Ренессансу. Девушка не отличалась ни умом, ни трудолюбием, к тому же, говорили, что она психически нездорова, тем не менее, она каждый день приходила бить баклуши, молча сидела, глядя на одну и ту же страницу компьютерной программы по целому часу.
Все отчетливее видны две тенденции блатного трудоустройства:
-
Династии. Фамилии известны всем, их можно не называть. Отец архитектор, актёр, писатель, реставратор, художник или искусствовед – ребёнок идет по этой же стезе, и это никого не удивляет.Династии Толстых, Рукавишниковых, Церетели, Михалковых, Табаковых. С экранов телевизоров на нас смотрят только родственники элиты, работающие ведущими, как, например, Дарья Спиридонова (отец – Эрик Галимов - Академик РАН), Нара Ширалиева (супругом которой был известный художник Евгений Гинзбург) и др.
-
Семьи нуворишей. Богатые торгаши, не чуждые гуманитарных основ, создают своим детям тёплые места. Пример: Кристина Краснянская (арт-директор галереи «Эритаж», которую посещает элита нашего общества, а на открытиях выставок играет Юрий Башмет), 29 лет, отец Георгий Краснянский - Председатель Совета директоров ЗАО «Шахта Беловская»; или Кира Пластинина (модельер, владелица собственного модного дома), 21 год, отец Сергей Пластинин - совладелец и бывший председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн».
Есть еще третий вариант – прийти по шапочному знакомству на низкую позицию и, претерпев все трудности, отработав много лет, получить заслуженное повышение.
Получается, что людям, имеющим хорошее образование и обширные теоретические познания, негде их применять, т.к. на объявленные в открытом доступе вакансии их не берут в силу отсутствия опыта или практических знаний, а хорошие места уже забронированы «для своих».
Хотелось бы обсудить с читателями эту тенденцию и решить, как сделать профессию искусствоведа более доступной и высокооплачиваемой, чтобы людям не приходилось работать на нескольких проектах одновременно, чтобы поддерживать себя, не приходилось на любых условиях (лишь бы взяли) продавать свой талант и умение, не приходилось унижаться за гроши или терять квалификацию, берясь за далекую от сферы искусства работу.
Юлия Шапченко
рисунок Александра Хорошевского