О Караваджо и последователях
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Этот проект продолжил предыдущую выставку произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо из музеев Италии, прошедшую в Музее в конце 2011 – начале 2012 гг.
Фонд Роберто Лонги хранит уникальную и тщательно составленную коллекцию произведений итальянской и западноевропейской живописи разных периодов. Главным объектом изучения для основателя коллекции всегда оставался Караваджо, которого он вернул из забвения многолетними исследованиями и атрибуциями. Благодаря Лонги картины Караваджо увидели свет спустя многие годы. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV–ХХ вв., часто показывают в Италии и крупных музеях по всему миру.
Выставку открывали: Президент Фонда Лонги Мина Грегори, Министр-советник посольства Италии в Москве Микеле Томмази, Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, представитель Министерства Культуры РФ Владимир Аристархов, Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, Генеральный директор ГМИИ Марина Лошак, кураторы Мария-Кристина Бандера и Виктория Маркова.
В экспозиции представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и 50 полотен ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII вв., отразивших в своем творчестве влияние Караваджо. Проект уникален тем, что на равных в нем представлены работы из собрания итальянского Фонда Роберто Лонги (30 картин) и произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (20 полотен).
Первоначально предполагалось показать только караваджистов из Фонда Роберто Лонги. Однако в ходе подготовки московской экспозиции было решено объединить картины из итальянского собрания с картинами из фондов ГМИИ, с целью предоставить зрителю редкую возможность сравнивать работы одних и тех же мастеров, созданные в разные периоды или разные по тематике.
Президент Фонда Мина Грегори подчеркнула, что Роберто Лонги - человек, который открыл Караваджо для всего современного искусства. Мария-Кристина Бандера в интервью сказала, что коллекция Фонда Роберто Лонги публично не выставляется. Она хранится во Флоренции на вилле, ранее принадлежавшей собирателю. Работать в Фонде по специальной заявке могут только исследователи. Выставки такого масштаба - большая редкость. Куратор выразила надежду на перспективное сотрудничество с Фондом Лонги других крупнейших музеев России.
Главным в экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. На выставке представлен почти весь спектр мастеров, относимых исследователями к караваджистам. Это и прямые последователи Караваджо - Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Анджело Карозелли, и академисты, опосредованно испытавшие его влияние, такие как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко. Своего рода сюрпризом для посетителей выставки стала большая алтарная композиция Джованни Бальоне, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 г.
Из Фонда Лонги привезли пять апостолов XVII в. кисти Риберы, в сильной мере испытавшего влияние Караваджо. Хусепе Рибера создал серию – «Апостолы и Спаситель». Пять находятся в Фонде Лонги, одна – в ГМИИ. При этом на выставке две коллекции разделены, каждая представлена в своем пространстве.
"Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы", - подчеркнула куратор Виктория Маркова, - «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем». Примечательно, что караваджизм как направление был популярен в гораздо более холодных странах, таких как Голландия или Фландрия, среди представителей этой ветви последователей Караваджо - Хендрик Тербрюгген, Маттиас Стомер, Герард ван Хонтхорст и другие.
К выставке "Караваджо и последователи", которая продолжит свою работу до 10 января 2016 г., подготовлена специальная образовательная программа. Музей надеется, что выставка станет «гвоздем сезона» и продолжит традиции предыдущих десятилетий, когда вся культурная Москва выстраивалась в очереди, чтобы посмотреть шедевры иностранных мастеров и приобщиться к великому и прекрасному.
Юлия Шапченко,
фото автора