vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Сергей Дягилев - Заложник славы

Даже уникальные факты не образуют хорошей биографии. Ее ценность зависит не от количества подробно­стей, но от их осмысления, от способности биографа увидеть своего ге­роя как человека, а не схему или энциклопедическую статью. Имя Сергея Дягилева стало почти нарицательным в русском культурном сообществе. В 2017 году исполнилось 145 лет со дня его рождения. В историю России Дягилев вошел как прославленный импресарио, создатель объединения и журнала «Мир искусства», творческой труппы «Русские балеты» и «Русские сезоны».

Это событие не осталось незамеченным: специально к юбилею Дягилева был подготовлен документальный кинопроект «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева», снятый Светланой Астрецовой по собственному сценарию.  Сценарий фильма был написан в 2012 году, с тех пор Светлана искала возможность его реализовать. Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ проект превратился из мечты в реальность.

18557411 1136594956443831 5756748492814974166 n

Картина задумана, как путешествие по «виртуальному» музею Сергея Павловича Дягилева, где каждый зал рассказывает о разных направлениях его деятельности. Сам Дягилев, обсуждая с соратниками возможность появления своего музея, шутил, что в этом музее будут выставлены только его старые туфли да разбитые очки.

«Виртуальный музей» — форма рассказа, где на стендах и в витринах вместо экспонатов - сцены из жизни Дягилева и его труппы. «Экскурсию» по залам ведут «проводники» — знаковые фигуры из разных сфер искусства, связанных с деятельностью Сергея Дягилева: писатель, историк Эдвард Радзинский, народный артист России, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, искусствовед и историк моды Александр Васильев. В фильм вошла старая кинохроника, редкие кадры спектаклей дягилевской антрепризы, экспонаты из разных музеев, фрагменты проекта Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века».  

В центре внимания создателей картины— не столько художественные находки Сергея Дягилева, сколько его организаторский талант, его нововведения в области рекламы и связей с общественностью – тех сфер, в которых Дягилев стал первопроходцем. Поскольку главной темой фильма становятся «Русские сезоны», мно­гие важные моменты судьбы самого импресарио проговариваются здесь как бы между делом. В широком смысле фильм не показывает личности самого Дягилева, психологический портрет которого не сводится к про­стой сумме совершенных им деяний и написанных текстов - как вся­кий человек, он есть нечто большее, чем хронология его поступков. Не очень убедительным выглядит, пожалуй, описание важней­шего периода в жизни Дягилева - его перехода от редактирования журнала «Мир искусства» к организации выставок и концертов. Тем не менее, ког­да мы имеем дело с таким массивом информации, с которым стал­кивается Светлана Астрецова как хроникер деятельности Дягилева и «Русских сезонов», остается быть благодарными ей уже за внятное изложение сюжета.

I43A1407 ААА

Монтаж фильма выполняли Денис Мастеров, Анастасия Дадан и сама Светлана Астрецова, несмотря на сжатые сроки, им удалось органично подобрать иллюстративный и видеоматериал, не нарушить тонкую грань перехода от прошлого к настоящему, от потрескавшихся от времени кадров к современным цифровым технологиям. Картина смотрится очень легко, визуальный ряд изящен и хорошо вписывается в контекст повествования.

Дягилев не любил кинематограф и не позволял снимать свои спектакли, хорошо понимая, что немое кино сделает происходящее на сцене бутафорским. Поэтому он предпочитал создавать миф о своей гениальной труппе, основываясь только на качественных фотографиях, сделанных по его заказу. Во время съемочного процесса не обошлось и без неприятностей: рассказ Александра Васильева  записался с техническими неполадками, которые пришлось устранять, по крупицам восстанавливая утерянный звук.

Предпремьера фильма о виртуальном музее с успехом прошла в Академии русского балета в Петербурге. Московская премьера состоялась 21 мая в кинотеатре «Иллюзион». На ней присутствовали видные деятели культуры: Александр Васильев, генеральный директор ПАО "НОРДНЕФТЕГАЗ" Лев Гарамов, Наталья Наумова, гостья из Петербурга, советник Академии русского балета, Ольга Марцинкевич, Владимир Вишневский, Лев Прыгунов, Алексей Колосов, Евдокия Германова, Владислав Пьявко, Вадим Абдрашитов, Борис Есенькин,  Андрей Житинкин, Давид Шнейдеров (ведущий церемонии открытия) и многие другие. На премьере также присутствовала вся съемочная группа, Светлана Астрецова сама представляла свой кинопроект.

Муки и радости, триумфы и падения талантливого импресарио Дягилева сколотили для него незыблемый пьедестал. Жаль только, что на этом пьедестале до сих пор нет монумента в честь основателя «Русских сезонов». Быть может, этот шаг будет предпринят после широкого резонанса, вызванного фильмом Светланы Астрецовой, и в славном городе Перми перед зданием Академического театра будет красоваться не гранитная скульптура вождя Мировой революции, а достойный сын своего Отечества, составивший его славу и сам ставший ее невольным заложником.

                                                                                                                                                                 

Текст: Юлия Шапченко

Фото Алексей Щепин